Статьи по темѣ:

  • [Вернуться]
  • Отец в семье
    О трудѣ крестьянскихъ дѣвушекъ 18-19 вѣковъ
    Въ Россіи выросло число противниковъ абортовъ
    XIV Всемірный русскій народный соборъ принялъ резолюцію, выражающую обезпокоенность внѣдреніемъ ювенальныхъ технологій
    Чѣмъ оборачивается искусственное оплодотвореніе?
    Чехов

    Послѣднія добавленія

    [26.10.2018 Кружки и секции для детей и пенсионеров]    [16.07.2018 Отец в семье]    [26.12.2017 Россияне не экономят на новогодних ёлках]    [15.11.2017 В школах России всё больше молодых педагогов]    [01.11.2017 Вместо учебников – интерактивный пол и стол с сенсорным управлением]    [06.10.2017 Почему важно высыпаться? ]    [19.09.2017 Ландшафтный парк «Зарядье»]    [15.08.2017 Как научиться предсказывать ураганы? ]    [19.07.2017 В России лечат патологии костной ткани]    [13.07.2017  Российские ученые изобрели электронный глаз]   
     О реальной красоте журналы не пишут

    Выборъ читателей:

    Семья Поленовых ...Оценка: Великолепно!
    В школах России всё больше молодых педагогов ...Оценка: Великолепно!
    20. Похвала женамъ ...Оценка: Великолепно!
    Предисловіе ко 2-му изданію ...Оценка: Великолепно!
    37. Как всякую одежду жене носить и хранить ...Оценка: Великолепно!
    17/05/2009

    «Домострой», безспорно, принадлежитъ къ числу важнѣйшихъ намятниковъ нашей древней письменности, имѣющихъ одинаково важное значеніе и для историка народнаго быта, и для историка литературы, и для юриста. Къ сожалѣнію, научная разработка этого ... Далее

    22. Каковы люди дерьжать и какъ о нихъ промышлять: во всякомъ ученіи, и въ божественныхъ заповѣдяхъ и въ домовномъ строеніи


    17/05/2009 Просмотров: 3505

    22. Каковы люди дерьжать и какъ о нихъ промышлять: во всякомъ ученіи, и въ божественныхъ заповѣдяхъ и въ домовномъ строеніи Перевод

          А людей у себя добрыхъ дворовыхъ держати, чтобы были рукодѣлны: кто чему достоинъ и какому рукодѣлію ученъ.
    Не воръ бы, не бражникъ, не зерьщикъ, не тать, не разбойникъ, не чародѣй, не корчмитъ, не оманьщикъ.
    Всякой бы человѣкъ у добраго государя наученъ страху Божію, и вѣжьству, и смиренью, и всякимъ добродѣтелемъ; доброму промыслу, не солгалъ, ни разбилъ, никово бы не обидѣлъ;
    сытъ бы былъ государевымъ жалованьемъ, да одѣнъ или своимъ рукодѣліемъ.
    А чѣмъ государь пожалуетъ: платьемъ, или лошедь, и всякимъ нарядцомъ, или пашенькою, или какою торговлею, а и самъ что замыслитъ своими труды, ино лучшее платенко верьхнее и нижнее, и рубашка и сапогъ, — блюсти по праздникомъ и при добрыхъ людехъ, въ ведро, а всегды бы было чистенко. и не изваляно, и не изгрязнено, и не излито, и не измочено, и не измято.
    А который человѣкъ глупъ и грубъ и невѣжда, и не бреженъ, а и есть у нево платенко, государьско жалованье, или своими труды сдѣлано, да беречи не умѣетъ, ино государю, или кому приказано, у такихъ нечювьствениковъ платье берегутъ у себя лучшее;
    дадутъ коли во время надѣть, да опять, снемше, у себя блюдутъ. А всѣмъ дворовымъ людемъ наказъ: всегда, што дѣлаютъ, въ ветшаномъ платьѣ, а какъ предъ государемъ, и при людехъ, въ чистомъ повседневномъ платейцѣ;
    а въ праздники, и при добрыхъ людехъ, или съ государемъ, или съ государынею гдѣ быти: ино въ лучшемъ платьѣ;
    а беречи отъ грязи, и отъ дожжа и отъ снѣгу;
    и пришедъ, да снявъ платейце, высушить и вымять, и вытерьть и выпахать;
    хорошенько укласть и упрятать: гдѣ то живетъ.
    Ино и себѣ мило, и отъ людей чесно, и государю споро, и слушкамъ прочно, и всегды вновѣ. А люди бъ были во чти, и въ грозѣ и во всякомъ дозорѣ. Промежъ бы себя не кралися; чюжево бы отнюдь нъ хотѣли ни коими дѣла, а государьского бы берегли, все за одинъ;
    а государю бы и государыни не лгали. и не клеветали ни на кого ни въ чемъ.
    А государи бы тѣмъ не потакали, обыскивали бы прямо: ставя съ очёй на очи;
    дурному бы не попущали, а доброго бы жаловали: ино всякъ добру ревнуетъ, и государьское жалованья хочетъ выслужить правдою и прямою своею службою;
    и государьскимъ наказомъ и добрымъ наукомъ вѣкъ живетъ;
    и душу спасетъ: и государю служитъ и Богу угодитъ. Да наипаче указывати, которымъ вмѣстно, къ церкви Божіи всегда ходити, и по праздникомъ;
    или во дворѣ пѣтья слушати, и, особъ, наединѣ, молитися;
    чистота тѣлесная хранити отъ всякаго пьянства и лакомства и отъ безвременнаго питія и ѣствы;
    и объяденія и пiянства воздержатися;
    и отцовъ бы духовныхъ, и съ женами своими, имѣти;
    и на покаянія приходили.
    А женатые съ своими женами законно бы жили, по духовнаго отца наказанію.
    Да чему самъ отъ государя наученъ, тово бы и жены наказывали: вся кому страху Божію и вѣжству;
    и государыни бы слушали, и повиновалися во всемъ;
    и своими труды и рукодѣльемъ выслуживалася, а не крала бы, и не лгала, и не бражничала, и съ дурными рѣчми къ государынѣ не приходила, и волхвовъ, и съ кореньемъ и съ зельемъ, кто тѣмъ промьшляетъ, съ тѣми бы отнюдь не зналася, и государемъ бы про такихъ людей не сказывали: то бо суть слуги бѣсовскіе;
    служили бы государемъ своимъ вѣрою и правдою, и добрыми дѣлы, и праведными труды.
    — А государи бы, и государыни, людей своихъ: мужей и женъ и ребятъ, и всякихъ слугъ, жаловали, и кормили и поили, и одѣвали;
    и въ теплѣ бы жили, и во всякомъ покои и въ благоденьствѣ всегда. И государи бы, себя и свою душу, и домъ свой, добре строивъ, и домочадцовъ безо всякія скорби, — тоже нищихъ и странныхъ и убогихъ, вдовицъ и сиротъ, покоити достойно, отъ своихъ праведныхъ трудовъ. И къ церквамъ Божіимъ и церковникомъ, и въ монастыри, приносити милостыня, и къ себѣ, въ домы своя, призывати: ино то и Богу пріятно и души полезно.
    А отнюдь бы не вмѣщалося въ домъ ни отъ насилія, ни отъ грабленія, или отъ всякого мшелоимства ни отъ посулу, ни отъ поклепу, ни отъ резоимства, ни отъ ябедничества, ни отъ крива-суда.
    Аще отъ сего зла Богъ соблюдетъ, тотъ домъ будетъ благословенъ отъ нынѣ и до вѣка.



    Каких людей держать в доме и как руководить ими во всяком учении, и в божественных заповедях, и в домашней работе


    А людей дворовых у себя держать хороших, чтобы были рукодельные, кто в чем силен и какому ремеслу учен; чтобы был не вор, не бражник, не игрок, не грабитель, не разбойник, не блудник, не колдун, не мошенник, не обманщик. Всякий человек у хорошего хозяина должен быть научен страху Божию, и культуре, и смирению, и всем добродетелям; хорошему ремеслу, чтобы не солгал, не разбил, никого бы не обидел, сыт бы был да одет господским жалованием или своим рукоделием.

    А чем господин пожалует — платьем или лошадью и всяким снаряжением, или пашенкой, или какой торговлей да и сам что приобретет своими трудами, — из этого лучшее платье, верхнее и нижнее, и рубашку, и сапоги беречь по праздникам и при добрых людях в хорошую погоду, чтоб всегда бы было чисто и неизмято, и не грязно, не залито, не намочено, не разорвано.

    А какой человек груб, и глуп, и невежда, и не бережлив, и есть у него платьишко, господина пожалование или своими трудами добытое, да беречь не умеет, — тогда господину или кому он прикажет таковых нерадивых платье беречь у себя, что получше, да давать им на время, когда нужно, и снова сняв, у себя же хранить.

    И всем дворовым людям наказ: работать всегда в старой одежде, а как перед господином или на люди — в чистом повседневном платье, а в праздники и при добрых людях, или с господином, или с госпожою куда идти — тогда в лучшем платье; и беречь его от грязи, и от дождя, и от снега, а воротясь и сняв одежду, высушить да вытряхнуть и вытереть и почистить хорошенько, уложить и спрятать на место, где что хранится, — и себе приятно, и от людей уважение, и господину прибыль: служит долго, и всегда как новое.

    А люди чтобы были в уважении и страхе и всегда под присмотром, меж собой бы не воровали, чужого не желали; а господское берегли бы, и господину бы и госпоже не лгали и не клеветали ни на кого ни в чем. Да и господа бы таким не потакали, проводили дознание прямо, делая очную ставку, дурному бы не попускали, а доброго бы жаловали. Ведь каждый склонен к добру и господское жалованье желает заслужить правдой и честной службой; господским наказом и доброй наукой век проживет и душу спасет, господину послужит, и Богу угодит.

    Особенно следить и напоминать, чтобы все, кто хочет в церковь Божию идти по праздникам, или в доме молебны слушать, или наедине молиться,— чтобы чистоту телесную хранили от всякого блуда, и пьянства, и лакомства, и от неурочных питья и еды, и от обжорства, воздерживались. И чтобы иметь им и их женам духовников, к которым на исповедь бы приходили.

    Холостых же парней и девок, вошедших в возраст, жени, ибо, согласно апостолу: «честен брак и ложе нескверно, прелюбодеев же судит Бог». Какие же из холостых блуд творят твоим небрежением или тайком от тебя, тебе о том распытать с пристрастием, чтобы никогда у тебя таковых не бывало дел. Если же нерадив ты в этом: слуг держишь, а заботы о душах их не имеешь, и только поручаешь им дела, так или иначе служить тебе, еду и одежду и всякую службу справлять, — тебе самому за души их отвечать в день божьего суда, согласно слову апостола, сказавшего в послании своем: «Не брашен ради, не пития разоряй дела божьи». И вот что такое «дела божьи»: презирать плотское, заботиться о душе, сущности бессмертной. Как сказал апостол: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем».

    Женатые же слуги со своими женами законно бы жили по наказу духовного отца. И по твоему наказу, и отца духовного поучению, так же и они учили бы жен, своих страху божию, вежеству и смирению, чтобы слушались госпожи, повиновались во всем ей, трудами своими да ремеслом заслуживали награду, а не крали бы и не врали, не бражничали, и с глупыми речами к госпоже не ходили бы, и с волхвами, что промышляют кореньем и зельем, отнюдь бы не знались, и господам про таких людей не сказывали б, ибо бесовские это все слуги. Служили бы господам своим верой и правдой, добрыми делами и трудами своими, а господин бы и госпожа людей своих жаловали и кормили, поили, и одевали, в тепле бы держали и в покое, всегда в достатке. Если станут жить в таких, правилах, какие тут записаны, — господин и госпожа душу свою спасут, дом свой устроят, и слуг своих также — в душевном и телесном покое, без всяких бед.



    Статья: 22. Каковы люди дерьжать и какъ о нихъ промышлять: во всякомъ ученіи, и въ божественныхъ заповѣдяхъ и въ домовномъ строеніи
    Автор: Администратор
    Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 1]
    Мнение[Ваше мнение]




    Подѣлись: 22. Каковы люди дерьжать и какъ о нихъ промышлять: во всякомъ ученіи, и въ божественныхъ заповѣдяхъ и въ домовномъ строеніи : Домострой : ДОМОДЕРЖЕЦЪ.ru