Статьи по темѣ:

  • [Вернуться]
  • Петровъ постъ
  • Успенскій постъ
  • Ржаное
  • Житное
  • Скоромное
  • Рыбное
  • 24. О неправедномъ житіи
    Чайковский

    Послѣднія добавленія

    [26.10.2018 Кружки и секции для детей и пенсионеров]    [16.07.2018 Отец в семье]    [26.12.2017 Россияне не экономят на новогодних ёлках]    [15.11.2017 В школах России всё больше молодых педагогов]    [01.11.2017 Вместо учебников – интерактивный пол и стол с сенсорным управлением]    [06.10.2017 Почему важно высыпаться? ]    [19.09.2017 Ландшафтный парк «Зарядье»]    [15.08.2017 Как научиться предсказывать ураганы? ]    [19.07.2017 В России лечат патологии костной ткани]    [13.07.2017  Российские ученые изобрели электронный глаз]   
    аборт, мини аборт, контрацепция,

    Выборъ читателей:

    Семья Поленовых ...Оценка: Великолепно!
    В школах России всё больше молодых педагогов ...Оценка: Великолепно!
    24. О неправедномъ житіи ...Оценка: Великолепно!
    38. Как порядок в избе навести хорошо и чисто ...Оценка: Великолепно!
    Предисловіе ко 2-му изданію ...Оценка: Великолепно!
    17/05/2009

    «Домострой», безспорно, принадлежитъ къ числу важнѣйшихъ намятниковъ нашей древней письменности, имѣющихъ одинаково важное значеніе и для историка народнаго быта, и для историка литературы, и для юриста. Къ сожалѣнію, научная разработка этого ... Далее

    Ржаное


    21/03/2010 Просмотров: 3210

    Ржаное Зерно, или злакъ, съ древнѣйшихъ временъ принадлежность и признакъ осѣдлаго образа жизни, облагородившаго неприкаянный духъ кочевника. Оно же, это крохотное зернышко, таившее въ своемъ маленькомъ чревѣ могучую и непонятную силу всхожести, вдохновляло поэтовъ и задавало тонъ мощнѣйшимъ философиямъ. Въ самомъ дѣлѣ, развѣ не удивительно? Надобно умереть, въ прямомъ смыслѣ быть похороненнымъ въ землю, чтобы жизнь твоя продолжилась еще болѣе широко и роскошно.
    Способность одного ржаного зернышка давать нѣсколько стеблей (кущение), стойкость къ влагѣ и холоду сдѣлали рожь любимымъ и необходимѣйшимъ злакомъ на русскомъ Сѣверо-Западѣ.
    Рожь — это прежде всего хлѣбъ, а о хлѣбѣ въ числѣ тысячъ другихъ сложена и такая пословица: «Ѣшь пироги, хлѣбъ береги». Каждая работа, связанная съ зерномъ, начиная съ сѣва и кончая размоломъ, носила почти ритуальный характеръ. Благородство и кощунство человѣческое яснѣе всего выявлялись около хлѣба. Безъ хлѣба тотчасъ же тускнѣетъ и вся трудовая и бытовая крестьянская эстетика.
    Глубокой осенью послѣ молотьбы тщательно распредѣляли зерно: это — на сѣмена, это, похуже, — на кормъ скоту, а это — на муку. Порцію, предназначенную на муку, сразу сушили на овинахъ или въ печахъ и везли на мельницу.
    Какъ пріятно съѣздить на мельницу!
    На такую поѣздку охотно соглашались старики, подростки и дѣти. Ночлегъ на водяной мельницѣ запоминался на всю жизнь. Мельница была въ крестьянскомъ быту своеобразнымъ мѣстомъ общенія, средоточіемъ новостей, споровъ, сказокъ, бухтинъ, она же какъ бы завершала долгій и подчасъ очень рискованный путь хлѣбнаго зернышка. Размолотая, сыплющаяся изъ лотка мука была теплой, чуть ли не горячей: можно рукой, собственной кожей осязать плоды своего труда. Даже крестьянская лошадь, возвращаясь домой съ увеличеннымъ послѣ мельницы въ объемѣ возомъ, весело фыркала, заражаясь хорошимъ настроеніемъ хозяина. Муку засыпали въ деревянный ларь или оставляли, какъ нынче говорятъ, въ сухомъ и темномъ мѣстѣ. Отнынѣ ею командовала большуха. Въ ларѣ имѣлось отдѣленіе для ржаной, пшеничной, ячневой и овсяной муки. Ларь стоялъ въ подвалѣ, и при немъ всегда имѣлся деревянный мучной совокъ. Намѣреваясь печь хлѣбы, большуха первымъ дѣломъ думала о закваскѣ, которая оставалась отъ предыдущаго тѣста и «жила» въ квашнѣ все это время, прикрытая старой холщовой скатертью. Безъ закваски еще никому не удавалось испечь настоящій ржаной хлѣбъ! Муку приносили въ избу въ плетеной берестяной корзинѣ.
    Съ вечера хозяйка затваривала тѣсто на чуть подогрѣтой рѣчной водѣ. Домовитое ритмичное постукиваніе мутовки о края квашни, словно мурлыканье кота, или шумъ самовара, или поскрипываніе колыбели, дополняло ощущеніе семейнаго уюта и основательности. (Бывали времена, когда квашня и мутовка по году и больше вообще не требовались. Также въ наше время во многихъ домахъ скрипъ колыбели слышенъ одинъ разъ въ жизни либо вообще не слышенъ.)
    Квашню завязывали скатертью и ставили на теплое мѣсто. Иногда на шестокъ, иногда прямо на печь. Ночью большуха заботливо просыпалась, глядѣла, «ходитъ» ли, а утромъ замѣшивала. Пока топилась печь, тѣсто продолжало подниматься, и хозяйка начинала его катать надъ сеяпьницей. Она брала тѣсто деревянной хлѣбной лопаткой, клала въ посыпанную мукой круглую деревянную чашу (тоже называемую хлѣбной) и подкидывала тѣсто въ воздухѣ. Оно на лѣту поворачивалось съ боку на бокъ. Круглые, облѣпленныя мукой лѣпехи кувыркали на чистую холщовую ширинку. Печь, начисто заметенная сосновымъ помеломъ, должна быть хорошо протопленной, но не слишкомъ жаркой. Караваи опрокидывали съ ширинки на широкую деревянную лопату и поспѣшно, одинъ за другимъ, совали въ жаръ. Шесть-восемь караваевъ сидѣли на поду закрытой печи столько, сколько требовалось. Въ избѣ и на улицѣ появлялся удивительный, ни на что не похожій запахъ печенаго тѣста.
    Каравай хлѣба всегда лежалъ въ столѣ вмѣстѣ съ хлѣбнымъ ножомъ и солонкой. Дѣти могли взять урезокъ хлѣба въ любое для нихъ время, взрослые соблюдали выть. Хлѣбъ за столомъ рѣзалъ всегда хозяинъ. Нищимъ отрѣзали урезокъ обычной величины, а когда столъ былъ пустъ, говорили: «Богъ подастъ». Какъ это ни странно, хлѣбъ пекли иногда изъ сорнаго спутника ржи — костера, онъ спасалъ людей отъ голода. Въ пору народныхъ бѣдствій, сѵмволомъ которыхъ всегда были ржаные сухарики, добавляли въ квашню все подрядъ: сушеный картофель, костяную муку, опилки, толченую солому и т.д. и т.п.
    Неудача, то есть невыбродивший либо перекисшій хлѣбъ, ложилась на большуху позоромъ, и она въ такихъ случаяхъ всегда сокрушалась. Каравай невыбродившего хлѣба осѣдалъ, нижняя корка была тяжелой и плотной. Перекисшій же хлѣбъ вызывалъ изжогу.
    Ничего не было вкуснѣе ржаного посоленнаго хлѣба (тѣсто обычно не солили) съ чистой водой, если человѣкъ наработался. Запивали его и молокомъ и простоквашей. Изъ толченыхъ ржаныхъ сухарей въ постное время дѣлали сухарницу. Тюря, или мура, изъ чисто ржаного хлѣба также пользовалась уваженіемъ, если, конечно, больше нечего было похлебать. Рецептъ изготовленія тюри самый простой: наливали въ чашку кипятку, крошили туда хлѣбъ, затѣмъ лукъ, добавляя по вкусу льняного масла и соли.

    (Изъ книги В.И. Белова «Ладъ»)


    Статья: Ржаное
    Автор: Администратор




    Подѣлись: Ржаное : ПРИЛОЖЕНИЕ. Записки на весь год, что к столу подавать, еду мясную и постную, и о крупитчатой муке, как готовить муку и чего из четверти калаче : Домострой : ДОМОДЕРЖЕЦЪ.ru