Статьи по темѣ:

  • [Вернуться]
  • Что дарить на свадьбу?
  • Кому лучитца женитись самому, или сына, или дочь и сестру выдать замуж, о сватовстве и о записях свадебных
  • Которой человѣкъ, зговоря невѣсту, не похочетъ за себя взяти, или не похочетъ за жениха выдать невѣсты
  • О свадбе, какимъ обычаемъ бываетъ веселіе
  • На другой день свадбы какъ женихъ и невѣста ходятъ въ мылни, и созываютъ къ обѣду гостей
  • О указѣ попу, какъ ему кого венчати и какихъ людей
  • О вдовцехъ, которые женятся на дѣвкахъ, или вдовы которые пойдутъ за холостыхъ, и о вдовцахъ же, которые женятся на вдовахъ
  • О столникахъ и иныхъ чиновъ о людехъ, какимъ обычаемъ у нихъ бываютъ свадбы, и какъ они въ домехъ своихъ живутъ
  • Русская свадьба
  • Роспись о приданомъ
  • Крестины
    Менделеев

    Послѣднія добавленія

    [26.10.2018 Кружки и секции для детей и пенсионеров]    [16.07.2018 Отец в семье]    [26.12.2017 Россияне не экономят на новогодних ёлках]    [15.11.2017 В школах России всё больше молодых педагогов]    [01.11.2017 Вместо учебников – интерактивный пол и стол с сенсорным управлением]    [06.10.2017 Почему важно высыпаться? ]    [19.09.2017 Ландшафтный парк «Зарядье»]    [15.08.2017 Как научиться предсказывать ураганы? ]    [19.07.2017 В России лечат патологии костной ткани]    [13.07.2017  Российские ученые изобрели электронный глаз]   
     О реальной красоте журналы не пишут

    Выборъ читателей:

    Семья Поленовых ...Оценка: Великолепно!
    В школах России всё больше молодых педагогов ...Оценка: Великолепно!
    20. Похвала женамъ ...Оценка: Великолепно!
    Предисловіе ко 2-му изданію ...Оценка: Великолепно!
    37. Как всякую одежду жене носить и хранить ...Оценка: Великолепно!
    17/05/2009

    «Домострой», безспорно, принадлежитъ къ числу важнѣйшихъ намятниковъ нашей древней письменности, имѣющихъ одинаково важное значеніе и для историка народнаго быта, и для историка литературы, и для юриста. Къ сожалѣнію, научная разработка этого ... Далее

    Свадебная одежда русскихъ крестьянъ


    04/12/2010 Просмотров: 5067

    Свадебная одежда русскихъ крестьянъ Въ жизни человѣка традиціоннаго общества свадьба, брачение играли огромную роль. Этотъ моментъ можно разсматривать какъ кульминаціонный, какъ вершину, но одновременно какъ начальный, какъ отправную точку въ жизни каждаго человѣка. Въ самомъ дѣлѣ, вѣдь въ досвадебный періодъ юноши и дѣвушки должны были постичь всѣ премудрости будущей самостоятельной семейной жизни, пріобрѣсти необходимые трудовые навыки, познать содержаніе семейныхъ и общественныхъ обрядовъ и ритуаловъ и формы участія въ нихъ, запомнить множество пѣсенъ, сказокъ, поговорокъ. Дѣвушкамъ прежде всего необходимо было научиться прясть, ткать, шить и вышивать, чтобы къ своей свадьбѣ самой заготовить холстъ, полотенца, скатерти и различные предметы одежды. Зачастую дѣвушки (иногда съ помощью подругъ) заготавливали столько, что этихъ вещей, особенно одежды, хватало имъ на многіе годы, нерѣдко на всю жизнь. Свадьба была своеобразнымъ экзаменомъ, когда вѣсъ присутствующія могли оцѣнить трудолюбіе и результаты многолѣтняго постиженія мастерства, а своеобразнымъ аттестатомъ дѣвушки-невѣсты являлся свадебный нарядъ.

    Однако отношеніе къ свадебному костюму было совершенно особеннымъ. Многія крестьянки послѣ замужества надѣвали его только нѣсколько разъ въ году, по самымъ большимъ праздникамъ. Въ рядѣ губерній дореволюціонной Россіи женщины берегли свой свадебный нарядъ до смерти, когда онъ использовался какъ погребальная одежда. Несмотря на сходство съ другими праздничными костюмами, заготовленными къ свадьбѣ, именно тотъ нарядъ, въ которомъ невѣста брачилась (вѣнчалась), буквально всѣ составляющіе его предметы, обладали, по убѣжденію женщинъ, особыми свойствами, которыя могутъ быть охарактеризованы какъ магическія. Объ этомъ свидѣтельствуютъ факты использованія рубахи, сарафана, передника, головного убора, пояса для лѣченія болѣзней, особенно дѣтскихъ.

    Обратимся къ семантикѣ цвѣта свадебнаго костюма. Вообще описать цвѣтъ народнаго костюма, праздничнаго, обрядоваго, повседневнаго невозможно. Можно говорить лишь о цвѣтовой доминантѣ. Бѣлый символизировалъ чистоту помысловъ, красный – возрожденіе къ новой жизни, элементы чернаго – прощаніе съ родительскимъ домомъ. Вотъ почему мы найдемъ въ народномъ костюмѣ гармоничное соединеніе всѣхъ цвѣтовъ радуги, полевыхъ цвѣтовъ, бѣлаго снѣга, голубизны неба, золота солнца или бархатную черноту только что вспаханной земли. Заостримъ вниманіе на красномъ цвѣтѣ, ибо онъ сопутствовалъ невѣстѣ въ качествѣ символа счастья. Любопытно, что красный, какъ цвѣтъ радости, обязательно использовался въ костюмѣ японской невѣсты, въ томъ числѣ и въ ее прическѣ. На самомъ дѣлѣ тема краснаго цвѣта въ свадебной одеждѣ настолько многогранна, что требуетъ спеціальнаго изслѣдованія.

    Свадебный нарядъ состоялъ изъ большого набора предметовъ: рубахи, сарафана или поневы, передника, пояса, многоэлементного головного убора, украшеній – въ костюмѣ невѣсты; рубахи, штановъ, пояса, головного убора – въ костюмѣ жениха. Практически всѣ предметы въ свадебной одеждѣ и невѣсты и жениха были отмѣчены краснымъ цвѣтомъ. Въ одеждѣ невѣсты это красный сарафанъ; красные узоры въ рубахахъ невѣсты и жениха: обшивки красной матеріей горловины и разрѣза на груди, концовъ на рукавахъ жениховыхъ рубахъ; красный цвѣтъ матеріи въ женскихъ головныхъ уборахъ, красный цвѣтъ покрывала невѣсты, красные пояса.

    Общепризнанно, что свадебная одежда обладаетъ, очень высокимъ семіотическимъ статусомъ. Согласно мнѣнію А.Л. Топоркова, свадебная одежда «въ первую очередь манифестируетъ соціальныя цѣнности, является знакомъ половозрастной и общественной роли человѣка; обращенная внутрь къ тѣлу, является его продолженіемъ въ такихъ атрибутахъ, какъ магическая сила нагого тѣла и волосъ... Одежда, обозначающая границы человѣческаго тѣла, принадлежитъ и внѣшнему, и внутреннему пространству, и въ то же время не принадлежитъ ни тому, ни другому. Она предстаетъ какъ медіаторъ, линія, гдѣ внутреннее переходитъ во внѣшнее, физіологія и тѣлесность – въ культуру и социальность». По справедливому замѣчанію А.К. Байбурина, «Смыслъ вещей реализуется въ различнаго рода связяхъ, обусловленныхъ контекстомъ ихъ использованія».

    Въ рубахѣ красные тканые или вышитые узоры располагались на плечевыхъ вставкахъ-паликахъ. Такія вставки въ курскихъ рубахахъ называли «палика», а въ рязанскихъ «паликъ» – «ласка, ластовка, проставка въ рубахѣ, иноцветная». В. Даль отсылаетъ къ слову «палить» – жечь, предавать огню, со(съ)жигать. Получается, что оплечья женской рубахи отражаютъ идею опаленности. «Палить», «жечь», а также «ластовка» – ласточка летаетъ между небомъ и землей и быстрота въ полетѣ сравнивается съ молніей, съ небеснымъ огнемъ.

    Родовые орнаментальные мотивы и композиціи передавались по наслѣдству изъ поколѣнія въ поколѣніе. Сохранилась и традиція размѣщать узоры на опредѣленныхъ мѣстахъ рубахъ. Въ мужскихъ рубахахъ вышивали вокругъ разрѣза у ворота. Среди дошедшихъ до нашихъ дней свадебныхъ рубахъ старообрядцевъ, проживающихъ на территоріи южнаго Алтая, сохранились мужскія рубахи, изготовленныя еще въ XIX в. Въ музеѣ Института археологіи и этнографіи СО РАНЪ хранится одна изъ такихъ рубахъ, сшитая въ 30-х годахъ XIX в. Спереди у горловины вышивка представляетъ собой расчлененный вертикальными полосками квадратъ: орнаментальными полосками окруженъ разрѣзъ съ лѣвой стороны, отъ этого разрѣза внизъ, почти до пояса, опускается стилизованный подъ растительные формы узоръ, заполненный квадратиками, уменьшающимися книзу по размѣрамъ. Красной орнаментальной каймой окруженъ и воротъ. Концы рукавовъ и подолъ украшены двумя широкими и одной узкой полосками кумача, рукава заканчиваются присобранной въ мелкія складки оборкой изъ бѣлаго холста. Спинка вверху украшена вышивкой въ видѣ двухъ расположенныхъ другъ подъ другомъ угловъ, обращенныхъ вершинами внизъ, достигающими пояса и заканчивающихся на вершинахъ маленькими крестиками. Швы, соединяющіе центральное полотно съ боковыми, прикрыты узкими полосками кумача, по которому вышиты мелкія крестики-звѣздочки. Въ Государственномъ музеѣ этнографіи хранится нѣсколько подобныхъ рубахъ. Во всѣхъ рубахахъ (онѣ архаическаго туникообразного покроя) вдоль боковыхъ сторонъ центральнаго полотна въ мѣстахъ соединенія съ рукавами и боковыми полотнищами проходятъ узкія полоски кумача, прикрывающія соединительныя швы. По кумачу вышитъ синими и бѣлыми нитками спиралевидный орнаментъ. Малочисленность подобныхъ рубахъ (ихъ количество не превышаетъ двухъ десятковъ во всѣхъ музеяхъ) и полосы кумача, прикрывающія соединительные швы, заставляютъ обратить на нихъ особое вниманіе. По-видимому, подобныя ленты въ старинныхъ рубахахъ русскихъ крестьянъ-старообрядцевъ въ силу ихъ уникальности и малочисленности можно связать съ культомъ Митры, который былъ распространенъ въ глубокой древности у индоиранскихъ народовъ, проживавшихъ по сосѣдству со славянами (скифо-сарматский міръ), а, можетъ быть, это наслѣдіе болѣе древняго времени. Тогда становится понятнымъ бытованіе какъ въ женской, такъ и въ мужской одеждѣ различныхъ народовъ Кавказа, Поволжья и Сѣверо-запада Сибири этихъ такъ называемыхъ «митриевыхъ лентъ».
    Со временемъ символическое значеніе краснаго цвѣта замѣтно упростилось, однако онъ остался однимъ изъ традиціонныхъ цвѣтовъ свадебнаго костюма 19 – начала 20 века и сталъ знаменовать счастье и благополучіе будущей семейной жизни.


    Статья: Свадебная одежда русскихъ крестьянъ
    Автор: Администратор
    Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 2]
    Мнение[Ваше мнение]




    Подѣлись: Свадебная одежда русскихъ крестьянъ : ПРИЛОЖЕНИЕ. Чины свадебные; о том, как князю молодому жениться - четыре статьи, четыре обряда: большой и средний и малый обряд. : Домострой : ДОМОДЕРЖЕЦЪ.ru