Статьи по темѣ:

  • [Вернуться]
  • Что дарить на свадьбу?
  • Кому лучитца женитись самому, или сына, или дочь и сестру выдать замуж, о сватовстве и о записях свадебных
  • Которой человѣкъ, зговоря невѣсту, не похочетъ за себя взяти, или не похочетъ за жениха выдать невѣсты
  • О свадбе, какимъ обычаемъ бываетъ веселіе
  • На другой день свадбы какъ женихъ и невѣста ходятъ въ мылни, и созываютъ къ обѣду гостей
  • О указѣ попу, какъ ему кого венчати и какихъ людей
  • О вдовцехъ, которые женятся на дѣвкахъ, или вдовы которые пойдутъ за холостыхъ, и о вдовцахъ же, которые женятся на вдовахъ
  • О столникахъ и иныхъ чиновъ о людехъ, какимъ обычаемъ у нихъ бываютъ свадбы, и какъ они въ домехъ своихъ живутъ
  • Русская свадьба
  • Роспись о приданомъ
  • Крестины
    Чехов

    Послѣднія добавленія

    [26.10.2018 Кружки и секции для детей и пенсионеров]    [16.07.2018 Отец в семье]    [26.12.2017 Россияне не экономят на новогодних ёлках]    [15.11.2017 В школах России всё больше молодых педагогов]    [01.11.2017 Вместо учебников – интерактивный пол и стол с сенсорным управлением]    [06.10.2017 Почему важно высыпаться? ]    [19.09.2017 Ландшафтный парк «Зарядье»]    [15.08.2017 Как научиться предсказывать ураганы? ]    [19.07.2017 В России лечат патологии костной ткани]    [13.07.2017  Российские ученые изобрели электронный глаз]   
     О реальной красоте журналы не пишут

    Выборъ читателей:

    Семья Поленовых ...Оценка: Великолепно!
    В школах России всё больше молодых педагогов ...Оценка: Великолепно!
    20. Похвала женамъ ...Оценка: Великолепно!
    Предисловіе ко 2-му изданію ...Оценка: Великолепно!
    37. Как всякую одежду жене носить и хранить ...Оценка: Великолепно!
    17/05/2009

    «Домострой», безспорно, принадлежитъ къ числу важнѣйшихъ намятниковъ нашей древней письменности, имѣющихъ одинаково важное значеніе и для историка народнаго быта, и для историка литературы, и для юриста. Къ сожалѣнію, научная разработка этого ... Далее

    Подготовка къ свадьбѣ въ средѣ русскаго крестьянства


    03/12/2010 Просмотров: 4795

    Подготовка къ свадьбѣ въ средѣ русскаго крестьянства Періодъ подготовки къ свадьбѣ длился отъ одной до трехъ недѣлей, иногда растягивался на мѣсяцъ и болѣе. Обѣ стороны въ это время готовились къ предстоящимъ свадебнымъ пирамъ, заготовляли продукты, убирали и т. д. Невѣста въ этотъ періодъ отстранялась полностью отъ всѣхъ хозяйственныхъ заботъ семьи, становилась «гостьей въ своемъ домѣ». Единственными ея занятіями въ это время были приведеніе въ порядокъ своего приданаго и приготовленіе подарковъ для жениха.

    На протяженіи всего періода отъ рукобития до свадьбы невѣста должна была оплакивать свою судьбу и разставаніе съ родственниками. Каждый день она вставала раньше всѣхъ, садилась въ простѣнокъ между окнами и начинала причитать, обращаясь поочередно къ матери, отцу и другимъ родственникамъ. Эти причитанія чаще всего являлись экспромтомъ. Каждая невѣста составляла ихъ по-своему. Однако нерѣдко использовались и традиціонныя причитанія, которыя повторялись безъ существенныхъ измѣненій на протяженіи длительнаго времени и на обширныхъ территоріяхъ. Такія причитанія чаще всего приурочивались къ опредѣленнымъ структурнымъ элементамъ свадьбы, будучи сугубо ритуальными. Въ своихъ причитаніяхъ невѣста просила родителей и родственниковъ не отдавать ея замужъ «въ чужіе люди», дать ей покрасоваться въ дѣвушкахъ, погулять съ подругами и т. п.

    Повсемѣстно эти причитанія разсматривались какъ обязательный элементъ предсвадебнаго періода. Невѣста должна была «выть» даже въ томъ случаѣ, если выходила замужъ по любви. Символическій смыслъ этого обычая въ томъ, что чемъ больше или сильнѣе «воетъ» невѣста, тѣмъ легче ей будетъ жить въ домѣ мужа (не поплачешь невѣстой, придется тогда плакать въ замужествѣ).

    Въ результатѣ вступленія въ бракъ дѣвушка переходила изъ довольно четко просматривающейся половозрастной группы дѣвушекъ-сверстницъ въ группу замужнихъ женщинъ. Поэтому въ традиціонныхъ свадебныхъ дѣйствіяхъ подготовительнаго періода имѣлось много такихъ, которыя были направлены на установленіе и укрѣпленіе связей со стороны мужа и на ослабленіе или устраненіе прежнихъ. Многія изъ нихъ носили ярко выраженный обрядовый характеръ и имѣли скорѣе символическое, чемъ практическое значеніе. Эти обряды и ихъ богатую символику мы разсмотримъ ниже.

    Во время «дѣвичниковъ» почти обязательными были посѣщенія жениха подругами невѣсты. Мотивы этихъ посѣщеній были разнообразны, чаще всего дѣвушки ходили къ жениху за рубашкой, которая служила мѣркой для шитья новой, за вѣникомъ и мыломъ.
    Отправляясь къ жениху, подруги невѣсты нерѣдко брали съ собой украшенныя деревца, вѣникъ или репей, которыя служили символами предстоящей свадьбы. При этомъ довольно часто онѣ одѣвались въ одежду невѣсты или покрывались ея платками. Во время посѣщенія жениха дѣвушки пѣли свадебныя пѣсни, въ нѣкоторыхъ изъ нихъ часто упоминался языческій богъ любви Лель. При каждомъ посѣщеніи женихъ долженъ былъ приглашать дѣвушекъ, угощать ихъ или давать деньги на гостинцы. Угощеніе дѣвушекъ въ домѣ жениха нерѣдко заканчивалось катаніемъ по селу на лошадяхъ.

    Въ нѣкоторыхъ случаяхъ посѣщенія жениха подругами невѣсты сопровождались ритуальной кражей посуды и другихъ предметовъ. Этотъ обычай былъ основанъ на первобытныхъ представленіяхъ, что вещи, предназначенныя для какого-то особаго использованія, должны быть получены необычнымъ способомъ. Считалось, что въ этомъ случаѣ онѣ менѣе подвержены колдовскому воздѣйствію и менѣе опасны для тѣхъ, кто ихъ используетъ.

    Максимумъ многообразныхъ обрядовыхъ дѣйствій совершался въ послѣдній день предсвадебнаго періода. Дѣйствія эти богаты разнообразной символикой и подавляющая ихъ часть была связана съ прощаніемъ невѣсты съ очагомъ, родительскимъ кровомъ, источниками воды, селомъ, подругами, родственниками и т. п. невѣста, идя послѣдній разъ «по воду», брала съ собой краюшку хлѣба или кусокъ пряника и бросала ихъ въ колодецъ. Въ нѣкоторыхъ русскихъ селахъ невѣсты бросали въ колодецъ мелкія монеты.
    Прощаясь съ селомъ, невѣста съ подругами ходила по его улицамъ, выходила за околицу, а послѣ на перекрестокъ дорогъ и кланялась на четыре стороны, заканчивая послѣдній поклонъ плачемъ и причитаніями.

    Интересный, имѣющій свою семантику обычай прощанія невѣсты съ родственниками бытовалъ въ нѣкоторыхъ русскихъ поселеніяхъ Поволжья. Утромъ предсвадебнаго дня подруги невѣсты надѣвали свои лучшіе наряды, наряжали сосенку (символъ «дѣвичьей красы»), обходили съ ней всѣ дома, въ которыхъ жили родственницы невѣсты, и приглашали ихъ къ невѣстѣ на кашу, говоря: «Кланялась наша невѣста кашицу ѣсть».
    Приглашенные вскорѣ приходили къ невѣстѣ, приносили по горшочку каши и участвовали въ угощеніи, на которомъ кромѣ каши ничего не было.

    Извѣстно, что въ древнерусской свадьбѣ каша играла исключительную роль, вслѣдствіе чего самъ терминъ «свадьба» иногда замѣнялся терминомъ «каша». Каша являлась однимъ изъ обязательныхъ свадебныхъ блюдъ во многихъ коренныхъ областяхъ Россіи въ 19 векѣ. Въ Калужской губерніи ее употребляли въ качествѣ одного изъ ритуальныхъ блюдъ на дѣвичникѣ, каша являлась важнымъ символомъ цѣломудренности и непорочности невѣсты.

    Однимъ изъ важнѣйшихъ, имѣющихъ специфическую символико-информаціонную нагрузку обрядовыхъ дѣйствій наканунѣ свадьбы была баня невѣсты. Она имѣла исключительно широкое распространеніе на всей территоріи Поволжскаго края и другихъ областей Россіи и разсматривалась населеніемъ какъ обязательный элементъ предсвадебнаго цикла. Баню готовили подруги невѣсты. Съ символами «дѣвичьей красы» онѣ ходили къ жениху за вѣникомъ и мыломъ, а иногда и за дровами. Со спеціальными свадебными пѣснями дѣвушки носили для бани воду. Иногда они обходили для этого всѣ улицы села и брали по одному ковшу воды изъ каждаго колодца. Рядомъ ритуальныхъ дѣйствій сопровождались проводы невѣсты въ баню. Какъ правило, ея подруги несли съ собою украшенный репей, вѣникъ или вѣнокъ – символы предстоящей свадьбы. Иногда дѣвушки насаживали вѣникъ на длинную палку, покрывали его платкомъ и украшали лентами. Широко былъ распространенъ обычай разметать передъ невѣстой дорогу украшеннымъ вѣникомъ или репьемъ. Шествіе невѣсты и ее подругъ въ баню всегда сопровождалось пѣніемъ пѣсенъ, въ которыхъ дѣвушки какъ бы отговаривали невѣсту отъ опрометчиваго шага, просили ее одуматься и не слушать жениха и его родителей.

    Въ банѣ невѣста съ подругами мылась жениховымъ мыломъ и парилась жениховымъ вѣникомъ. «Смываніе дѣвичьей красы» проводилось подъ пѣніе пѣсенъ подругъ и «вой» невѣсты. Въ нѣкоторыхъ случаяхъ во время бани дѣвушки спрашивали, какъ невѣста будетъ звать своего мужа. Въ банѣ любимая подруга или младшая сестра послѣдній разъ заплетали невѣстѣ косу, а она спеціальнымъ причетомъ просила ее заплести косу такъ, чтобы сваха не смогла ее расплести.

    Послѣ заплетания косы невѣста одаривала своихъ подругъ лентами. Баня завершалась ритуальнымъ угощеніемъ, для чего дѣвушки брали въ баню спеціально приготовленные пироги. По возвращенія изъ бани невѣста, причитая, благодарила родителей за то, что они ее вырастили и выкормили. Послѣ этого невѣсту наряжали и накрывали фатой. Такимъ образомъ, ритуальная баня невѣсты наканунѣ свадьбы символизировала прощаніе съ дѣвичествомъ, дѣвичьей волей и подругами. Она являлась кульминаціоннымъ пунктомъ приготовленія невѣсты къ браку.

    Баня невѣсты наканунѣ свадьбы большинствомъ изслѣдователей истолковывалась какъ очистительный обрядъ. Можно также предположить, что предбрачная баня – пережитокъ древнихъ формъ заключенія брака у восточныхъ славянъ съ «умыканіемъ дѣвицъ у воды» и «плесканіемъ», которые, въ свою очередь, были обусловлены представленіемъ о необходимости воднаго омовенія, символизирующаго переходъ человѣкъ изъ одного состоянія въ другое. Кромѣ того, въ разсматриваемый періодъ баня невѣсты была призвана пріобщить ее къ жениху и его семьѣ, укрѣпить новыя связи, такъ какъ она часто топилась его дровами, невѣста и ее подруги мылись мыломъ и парились вѣникомъ, принесеннымъ отъ жениха.

    Въ концѣ 19 – началѣ 20 века отмѣчается выпаденіе изъ свадебнаго комплекса ритуальной бани и ослабленія ее семантической роли. Въ рядѣ населенныхъ пунктовъ она носила условный характеръ. Баня уступила мѣсто ритуальному обрызгиванію невѣсты водой. Въ нѣкоторыхъ селахъ баню не топили, но ходили туда угощаться или просто проходили мимо нее съ пѣснями.
    Помимо отмѣченныхъ элементовъ свадебнаго обряда, во многихъ населенныхъ пунктахъ наканунѣ свадьбы проводился рядъ другихъ обрядовыхъ дѣйствій, направленныхъ на оповѣщеніе односельчанъ, поддержаніе связи брачащихся сторонъ и урегулированіе процедуры самой свадьбы.


    Статья: Подготовка къ свадьбѣ въ средѣ русскаго крестьянства
    Автор: Администратор
    Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 1]
    Мнение[Ваше мнение]




    Подѣлись: Подготовка къ свадьбѣ въ средѣ русскаго крестьянства : ПРИЛОЖЕНИЕ. Чины свадебные; о том, как князю молодому жениться - четыре статьи, четыре обряда: большой и средний и малый обряд. : Домострой : ДОМОДЕРЖЕЦЪ.ru