О реальной красоте журналы не пишут

Статьи по темѣ:

  • [Вернуться]
  • Что дарить на свадьбу?
  • Кому лучитца женитись самому, или сына, или дочь и сестру выдать замуж, о сватовстве и о записях свадебных
  • Которой человѣкъ, зговоря невѣсту, не похочетъ за себя взяти, или не похочетъ за жениха выдать невѣсты
  • О свадбе, какимъ обычаемъ бываетъ веселіе
  • На другой день свадбы какъ женихъ и невѣста ходятъ въ мылни, и созываютъ къ обѣду гостей
  • О указѣ попу, какъ ему кого венчати и какихъ людей
  • О вдовцехъ, которые женятся на дѣвкахъ, или вдовы которые пойдутъ за холостыхъ, и о вдовцахъ же, которые женятся на вдовахъ
  • О столникахъ и иныхъ чиновъ о людехъ, какимъ обычаемъ у нихъ бываютъ свадбы, и какъ они въ домехъ своихъ живутъ
  • Русская свадьба
  • Роспись о приданомъ
  • Крестины
    Рахманинов

    Послѣднія добавленія

    [06.10.2017 Почему важно высыпаться? ]    [19.09.2017 Ландшафтный парк «Зарядье»]    [15.08.2017 Как научиться предсказывать ураганы? ]    [19.07.2017 В России лечат патологии костной ткани]    [13.07.2017  Российские ученые изобрели электронный глаз]    [14.06.2017 Плюсы и минусы при оплате проезда по платным участкам дорог]    [05.06.2017 Россияне всё чаще отказываются от вакцинации]    [19.05.2017 Был бы клиент, а болезнь найдется]    [09.05.2017 На какую работу могут устроиться подростки в летние каникулы?]    [02.05.2017 Виртуальная реальность в пустой комнате]   

    Выборъ читателей:

    Павелъ Третьяковъ ...Оценка: Великолепно!
    Символы невѣсты въ русскомъ свадебномъ ритуалѣ ...Оценка: Великолепно!
    Василій Суриковъ ...Оценка: Великолепно!
    Плотники ...Оценка: Прекрасно
    Любящій мужъ. Какой онъ? ...Оценка: Прекрасно
    27/05/2009

    Предисловіе ко 2-му

    Въ настоящемъ 2-мъ изданіи, содержаніе выпуска вновь тщательно просмотрѣно, ... Далее

    Символы невѣсты въ русскомъ свадебномъ ритуалѣ

    Опубликовано: 01/12/2010 Просмотров: 6778
    Символы невѣсты въ русскомъ свадебномъ ритуалѣ Въ русскомъ свадебномъ ритуалѣ символическое значеніе придавалось предметамъ домашняго обихода, сельскохозяйственному инвентарю, различнымъ постройкамъ, транспортнымъ средствамъ, окружающему пространству, домашнимъ животнымъ и птицѣ. Среди обрядовыхъ элементовъ русской свадьбы Средняго Поволжья встрѣчаются такіе, которые въ обрядовыхъ комплексахъ отдѣльныхъ поселеній просматриваются почти повсемѣстно, но ихъ смысловое значеніе сильно размыто въ сравненіи съ изначальнымъ. Въ то же время семантика этихъ элементовъ свадьбы какъ съ точки зрѣнія развитія отдѣльныхъ обрядовъ, такъ и всего свадебнаго ритуала въ цѣломъ. Среди матеріальныхъ атрибутовъ русской свадьбы наибольшую обрядовую роль выполняли предметы, олицетворяющіе невѣсту. Основное мѣсто принадлежало символамъ «дѣвичьей красы» (дѣвичьей красоты).

    Въ русской народной свадьбѣ выраженіемъ дѣвичьей красы чаще всего являлась ленточка-косоплетка. Она символизировала волю, дѣвичью красоту, ее дѣвственность, дѣвическое бытіе въ цѣломъ. Лента скрѣпляла (запирала) дѣвичью косу – основной знакъ принадлежности къ соціально-возрастной группѣ дѣвушекъ. Анализъ всѣхъ обрядовыхъ дѣйствій съ лентой-косоплеткой свидѣтельствуетъ о томъ, что перевести дѣвушку въ биосоциальную группу женщинъ можно было только путемъ изъятія ленты и расплетения косы.
    Символами дѣвической красоты въ русской свадьбѣ нерѣдко выступали и другіе предметы. Во многихъ русскихъ поселеніяхъ сохранился древній обычай наряжать въ качествѣ «красы» спеціально срубленное дерево: елочку, сосенку или (если свадьба проводилась лѣтомъ) березку. Оформленіе свадебнаго деревца являлось функціей подругъ – сверстницъ невѣсты, причемъ въ рядѣ случаевъ каждая изъ нихъ привязывала къ «красѣ» свою ленточку. Въ украшенномъ видѣ елочка, сосенка или березка получали названіе «дѣвичья краса». Извѣстны случаи замѣны деревца репьемъ и наоборотъ. Передъ отъѣздомъ къ вѣнцу дружка или женихъ должны были выкупить «красу» и уничтожить ее либо убрать изъ помѣщенія, въ которомъ находилась невѣста.

    Судя по всему, на свадьбѣ имѣли мѣсто два символа дѣвичьей красоты (лента-косоплетка и украшенное деревце или репей), которые использовались одновременно, выполняли близкія функціи, были тѣсно связаны между собой, но не замѣняли другъ друга. Логическое противорѣчіе можетъ быть устранено, если предположить, что деревце или репей олицетворяло не индивидуальную дѣвичью красу, а коллективную, являясь символомъ группы дѣвушекъ, достигшихъ брачнаго возраста и находящихся въ состояніи духовнаго родства, въ которую входила и невѣста. Обряды, осуществляемые стороной жениха въ отношеніи этихъ атрибутовъ свадьбы, направлены на ихъ захватъ, устраненіе или уничтоженіе. Слѣдовательно они представляли символическое препятствіе въ заключеніи брака. Все это даетъ основаніе разсматривать украшенное деревце или репей въ качествѣ символа принадлежности невѣсты къ опредѣленной брачной группѣ дѣвушекъ, безъ обрядоваго вывода изъ которой она не могла вступить въ бракъ.

    Въ концѣ 19 – началѣ 20 века въ качествѣ дѣвичьей красы – символа невѣсты нерѣдко выступалъ березовый вѣникъ. Его также наряжали лѣтами. Съ вѣникомъ, какъ и съ репьемъ, подруги невѣсты во время дѣвичника обходили деревню. Однако анализъ функціональной роли вѣника въ свадебномъ ритуалѣ показываетъ, что его использованіе въ качествѣ дѣвичьей красы вторично: переходъ символа дѣвичьей красоты на вѣникъ могъ быть связанъ съ качественной близостью вѣника и березки, съ абсолютнымъ преобладаніемъ зимнихъ свадебъ, когда березка требовала какой-либо замѣны, съ широкимъ использованіемъ вѣника какъ оберега и, наконецъ, съ общимъ ослабленіемъ традиціонности свадебнаго ритуала во второй половинѣ 19 века. По всей вѣроятности, въ прошломъ использовались два вида вѣниковъ: вѣникъ какъ инструментъ для подметанія и спеціальный свадебный вѣникъ, связка вѣтвей или букетъ. Обрядовое использованіе вѣника отличалось большимъ разнообразіемъ. Съ вѣникомъ подруги невѣсты обходили село и ходили къ жениху. Съ вѣникомъ собирали воду изъ всѣхъ колодцевъ для варки пива и для бани, провожали невѣсту въ баню и т. д. во многихъ селахъ вѣникъ являлся обязательнымъ атрибутомъ ряженыхъ. Съ вѣникомъ переходили участники свадебныхъ торжествъ изъ дома жениха въ домъ невѣсты и обратно. Вѣникъ использовался во всѣхъ свадебныхъ дѣйствіяхъ, которыя были характерны и для повседневной жизни и для эпизодическихъ ситуацій. Вѣникъ использовался для демонстраціи причастности къ свадьбѣ отдѣльныхъ лицъ. Все это свидѣтельствуетъ о томъ, что вѣникъ является символомъ самой свадьбы, знакомъ принадлежности къ ней отдѣльныхъ обрядовъ, ритуальныхъ дѣйствій, лицъ и предметовъ.

    Использованіе полотенецъ на свадьбѣ имѣетъ глубокія традиціи и несетъ большую символико-информаціонную нагрузку. Оно отмѣчено въ описаніяхъ древнихъ великокняжескихъ и царскихъ свадебъ.
    Интересные обряды, связанные съ использованіемъ полотенецъ отмѣчены въ рядѣ русскихъ населенныхъ пунктовъ. Напримѣръ, родители брачащихся въ знакъ согласія на бракъ совершали обрядъ, называвшійся «руку давать». Для этого на столѣ разстилалось вышитое полотенце, на него клали каравай хлѣба, послѣ чего отцы и матери клали на каравай руки, скрѣпляя такимъ символическимъ образомъ договоръ о вступленіи въ бракъ дѣтей. При совершеніи обряда домашняго обрученія жениха и невѣсты значительное мѣсто принадлежало орнаментированнымъ полотенцамъ. Они, какъ правило, разстилались на столѣ, за которымъ совершался обрядъ обмѣна обручальными кольцами между женихомъ и невѣстой.
    Важное мѣсто занимали полотенца въ многочисленныхъ одариванияхъ невѣстой родителей и родственниковъ жениха въ предсвадебный и особенно въ свадебный періодъ.
    Среди ритуальныхъ дѣйствій съ полотенцами особое мѣсто отводилось «повязыванию полотенцами дружекъ», которое имѣло опредѣленное символическое значеніе. Оно свидѣтельствовало о признаніи невѣстой полномочій дружекъ и давало имъ своеобразный пропускъ въ домъ невѣсты. Во второй и третій пріѣздъ подруги невѣсты, прежде чѣмъ впустить дружекъ въ домъ, проводили соотвѣтствіе полотенецъ и, только удостовѣрившись въ подлинности узоровъ, пропускали гостей.

    Однимъ изъ существенныхъ моментовъ русской крестьянской свадьбы являлся показъ приданаго невѣсты односельчанамъ – демонстрація готовности невѣсты къ браку и ее основныхъ качествъ: трудолюбія, навыковъ и т. п.
    Полотенца широко использовались при украшеніи свадебнаго поѣзда. Иногда при помощи полотенца отецъ выводилъ дочь-невѣсту къ поѣзжанамъ и передавалъ ее жениху.
    Нерѣдко полотенца замѣняли свадебные атрибуты, имѣвшіе обереговое значеніе, или использовались съ ними совмѣстно.
    Довольно широкое распространеніе имѣлъ обычай развѣшивать полотенца и другія издѣлія невѣсты въ домѣ мужа передъ вѣнчаніемъ, во время вѣнчанія или послѣ первой брачной ночи. Въ разсматриваемыя періоды развѣшиваніе приданаго невѣсты, въ томъ числѣ орнаментированныхъ полотенецъ, ставило своей цѣлью демонстрацію состоятельности невѣсты и ее способностей къ рукодѣлію. Традиціонная семантика, легшая въ основу этого обряда была, видимо, иной. Полотенца въ домѣ мужа выполняли роль задабриванія духовъ-предковъ его семьи, покровителей рода мужа. Они служили своеобразной жертвой этимъ духамъ и въ то же время выполняли охранныя функціи въ отношеніи новобрачной, создавая психологически доброжелательный микроклиматъ въ домѣ мужа. Въ развѣшиваніи полотенецъ въ домѣ мужа разсматривается также обрядъ символическаго пріобщенія новобрачнаго и лицъ его стороны къ женѣ и утвержденіе послѣдней въ качествѣ хозяйки дома и продолжательницы рода.

    Орнаментированныя полотенца использовались также въ соединительныхъ обрядахъ въ день брака. Ими «связывали» молодыхъ на брачномъ ложе. Полотенца выступали здѣсь матеріализованнымъ выраженіемъ (символомъ) брачныхъ узъ и были призваны ихъ упрочить.
    Такимъ образомъ, орнаментированныя полотенца использовались на всѣхъ основныхъ этапахъ свадебнаго ритуала. Ихъ использованіе включалось въ традиціонныя обрядовыя церемоніи. Они были связаны съ древними обрядовыми атрибутами. Полотенца въ свадебномъ ритуалѣ выполняли функціи информаціи, оберега, жертвы, соединенія и пріобщенія.
    Узорчатое полотенце сосредотачивало въ себѣ два начала: во-первыхъ, оно представляло опредѣленную матеріальную цѣнность, особенно въ прошломъ; во-вторыхъ, полотенце, орнаментированное особымъ способомъ, являлось носителемъ личнаго знака женщины и знака ее родства по материнской линіи.
    Въ основѣ всѣхъ обрядовыхъ функцій полотенецъ, видимо, лежала зафиксированная въ орнаментѣ информація. По древнѣйшимъ представленіямъ они прежде всего были адресованы духамъ-предкамъ конкретной группы родственниковъ и обезпечивали ихъ обладателямъ доброжелательность и защиту. Что касается другихъ духовъ, то полотенца выступали въ качествѣ жертвы, цѣлью которой являлось полученіе ихъ покровительства въ отношеніи символизируемого орнаментомъ лица.

    Символы невѣсты, которые выполняли весьма значительную обрядовую роль, могутъ быть раздѣлены на три группы:
    1). Предметы-символы, отражающіе достиженіе дѣвушкой брачнаго возраста;
    2). Предметы-символы, показывающіе принадлежность невѣсты къ опредѣленной брачной группѣ дѣвушекъ, находящихся въ духовномъ родствѣ;
    3). Предметы-символы, являющиеся личнымъ знакомъ невѣсты и символизирующіе ее принадлежность къ опредѣленной семейно-родственной группѣ по материнской линіи.

    Символы невѣсты и совершавшиеся съ ними дѣйствія представляли специфическую знаковую систему, позволявшую систематически информировать окружающихъ о развитіи свадебнаго процесса, добиваться ихъ пассивнаго соучастія и общественнаго санкціонированія свадебныхъ дѣйствій.
    Значительная часть обрядовъ и ритуальныхъ дѣйствій русской свадьбы была направлена на устраненіе символовъ первой и второй группъ. Они демонстрировали разрывъ ранѣе сложившихся соціальныхъ связей дѣвушки-невѣсты, препятствующихъ ее вступленію въ бракъ. Неслучайно символы первой и второй группъ выполняли обрядовыя функціи только въ предсвадебный періодъ. Орнаментированныя полотенца (третья группа символовъ) не мѣшали вступленію въ моногамный бракъ. Обряды съ полотенцами несли огромную информаціонную нагрузку – удостовѣряли личность невѣсты, демонстрировали ее переходъ въ новое качество и утверждали его.

    Значительная роль въ русскомъ свадебномъ ритуалѣ принадлежала куринымъ яйцамъ и курицѣ. Напримѣръ, существовалъ обычай (болѣе распространенный, правда, у городского населенія) класть на брачное ложе и рядомъ съ нимъ вареное или деревянное, расписное яйцо на три ночи. На четвертый день молодая заворачивала деревянное яйцо въ вѣнчальную рубаху и хранила среди своихъ вещей, а если это было вареное – рубила на мелкіе кусочки и кормила домашнюю птицу. Въ данномъ случаѣ мы сталкиваемся съ пережиточнымъ сохраненіемъ въ сознаніи поселянъ общераспространеннаго представленія о яйцѣ какъ символѣ плодородія и обновленія жизни. По народнымъ повѣрьямъ курица, также какъ и яйцо, таила въ себѣ силы, способныя оказать положительное вліяніе на дѣторожденіе. Широко использовались курицы въ предбрачныхъ гаданіяхъ на святкахъ. Часто употребляли куриное мясо и яйца для приготовленія ритуальныхъ блюдъ, выполнявшихъ большую обрядовую нагрузку. Отмѣчена терминологическая связь женскаго свадебнаго головного убора – кокошника съ древнерусскимъ названіемъ курицы – «кокошъ». Въ нѣкоторыхъ селахъ было принято привозить въ домъ жениха вмѣстѣ съ приданымъ живую курицу, которая, сидя въ спеціальномъ лукошкѣ и украшенная лентами, занимала въ свадебномъ обозѣ особое положеніе. По пріѣздѣ къ жениху курицу со спеціальными приговорами впускали въ домъ родителей жениха и наблюдали за ее поведеніемъ. Считалось, что курица должна вести себя точно такъ же, какъ молодая сноха въ семьѣ мужа. Послѣ брачной ночи подруги невѣсты отрубали курицѣ голову и уносили ее къ рѣкѣ. Если невѣста оказывалась «честной», то курицу варили и съѣдали.

    Такимъ образомъ, курица въ русскомъ свадебномъ ритуалѣ выполняла значительную ритуальную нагрузку. Она выступала какъ символъ замужней женщины, замѣщала невѣсту въ поѣздѣ съ приданымъ, предваряла ее дѣйствія въ домѣ мужа до фактическаго вступленія туда невѣсты. Уничтоженіе и поѣданіе курицы подругами невѣсты можно разсматривать какъ приношеніе жертвы и пріобщеніе къ символизируемому курицей состоянію въ бракѣ.

    Статья: Символы невѣсты въ русскомъ свадебномъ ритуалѣ
    Опубликовал: Администратор

    Мнение[Ваше мнение]

    Подѣлись: Символы невѣсты въ русскомъ свадебномъ ритуалѣ : ПРИЛОЖЕНИЕ. Чины свадебные; о том, как князю молодому жениться - четыре статьи, четыре обряда: большой и средний и малый обряд. : Домострой : ДОМОДЕРЖЕЦЪ.ru