Статьи по темѣ:

  • [Вернуться]
  • «Домострой» какъ литературный носитель эталона хозяйственнаго раціонализма
  • Домострой - памятникъ русской свѣтской литературы 15-16ввъ.
  • Книга, глаголемая Домострой...
  • Как врачеваться христианам от болезни и всякой скорби
    О неправедной жизни
    24. О неправедномъ житіи
    Третьяков

    Послѣднія добавленія

    [26.10.2018 Кружки и секции для детей и пенсионеров]    [16.07.2018 Отец в семье]    [26.12.2017 Россияне не экономят на новогодних ёлках]    [15.11.2017 В школах России всё больше молодых педагогов]    [01.11.2017 Вместо учебников – интерактивный пол и стол с сенсорным управлением]    [06.10.2017 Почему важно высыпаться? ]    [19.09.2017 Ландшафтный парк «Зарядье»]    [15.08.2017 Как научиться предсказывать ураганы? ]    [19.07.2017 В России лечат патологии костной ткани]    [13.07.2017  Российские ученые изобрели электронный глаз]   
     О реальной красоте журналы не пишут

    Выборъ читателей:

    Павелъ Третьяковъ ...Оценка: Великолепно!
    Символы невѣсты въ русскомъ свадебномъ ритуалѣ ...Оценка: Великолепно!
    Василій Суриковъ ...Оценка: Великолепно!
    Плотники ...Оценка: Прекрасно
    Любящій мужъ. Какой онъ? ...Оценка: Прекрасно
    27/05/2009

    Предисловіе ко 2-му

    Въ настоящемъ 2-мъ изданіи, содержаніе выпуска вновь тщательно просмотрѣно, ... Далее

    «Домострой» какъ литературный носитель эталона хозяйственнаго раціонализма


    17/05/2009 Просмотров: 3198

    «Домострой» какъ литературный носитель эталона хозяйственнаго раціонализма Выступая 16 февраля 2009 г. на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений "Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития", вновь избранный Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл призвал бороться с "расслабляющей вакханалией масскульта" и возрождать традиции "Домостроя".
    Он также подчеркнул, что Церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство.
    "Единственный прямой путь к возрождению нашего народа – это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции "Добротолюбия" и "Домостроя", повышать в общественном сознании ценность семьи как "малой Церкви" и Церкви как большой семьи", – заключил он.

    Памятник литературы допетровской Руси "Домострой" являлся специальным сводом правил поведения, который охватывал все стороны жизни древнерусской семьи. Этот свод правил формировался в течение нескольких веков.

    У "Домостроя" нет ни точной даты создания, ни автора, поскольку как любое истинно народное произведение он создавался на протяжении долгих лет, редактировался и переписывался трудами нескольких древнерусских писателей. Многие списки "Домостроя" отличаются друг от друга, составляя три редакции и несколько типов. Его первая редакция составлена в Новгороде в конце XV в., вторая была значительно переработана выходцем из Новгорода, впоследствии влиятельным сотрудником молодого царя Ивана IV Васильевича, благовещенским протопопом Сильвестром. Последний добавил к своей редакции личное обращение к сыну Анфиму, своего рода краткий конспект "Домостроя", который также бытовал в самостоятельных списках, частично переработанных. Третья редакция выполнена на основе двух основных с различными частными добавлениями. Три основные части составляют "Домострой" всех редакций; они последовательно излагают правила общежития в отношении "духовного строения" (религиозные наставления, главы 1-15), "мирского строения" (о семейных отношениях, главы 16-29) и "домового строения" (хозяйственные рекомендации, главы 30 – 63 по II редакции).

    "Домострой" – памятник нравоучительной литературы, повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения; каждое положение аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты Священного Писания и Отцов Церкви. "Домострой" – не просто "экономия" (таково точное значение кальки "Домострой"), он проникнут нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которые составляют население Дома, а словом "Государь" одновременно обозначается и "хозяин" государства, и вождь общества, и владыка дома. Не знание, обычно связываемое с информацией, интересует автора и читателя "Домостроя", а порядок ведения дел, степенность, т. е. последовательность в отношении к основному и главному в рамках домашнего жития. Не знать, а ведать надлежит Дом.

    Православие выработало собственный эталон хозяйственного рационализма. Более того, литературный носитель этого эталона хорошо известен – это "Домострой". Представители московского купечества в большинстве своем происходили из крестьянской среды. О них говорили, что пришли из деревень с котомками и в лаптях и сделались миллионерами. В нравственном же развитии, в привычках, в быту они оставались неизменными, и лишь столичная жизнь отшлифовала их внешне. Купечество хранило древние обычаи и веру отцов и дедов. Художественные и публицистические произведения, посвященные событиям того времени, пестрят указаниями на поразительную религиозность купечества.

    Во всех взаимоотношениях "Домострой" призывает своих читателей быть честными, справедливыми и милосердными. Его поучения пронизаны и чувством долга, ответственности. Произведение очень демократичное не только по своей адресности, но и по жанру, по тематике, по языку, образному, сочному, народному, свободному от устоявшихся книжных оборотов и словоблудий, особенно когда речь идет об устроении домашнего хозяйства. Это по-настоящему увлекательная книга для домашнего чтения, и не с каким-то фантастическим сюжетом, а "имеющая в себе вещи зело полезные".

    Что же это за вещи, "зело полезные"? Это – рачительность, бережливость, трудолюбие, несущие в семьи достаток. Это – гостеприимство, помощь нищим, малоимущим, страдающим, милосердие к бедным, убогим. Это – почтительность к старшим. Это справедливость и заботливость по отношению к зависимым людям. Это честность в повседневных человеческих отношениях и отношениях с государством. Таким образом, в те времена "Домострой" объединял отдельные хозяйства крепкими нравственными узами, положительными установками, едиными поведенческими нормами в одно общее народное хозяйство, устойчивое ко всяким невзгодам, противостоял "грубости нравов" и "низкому уровню морали". Объединял, скреплял утверждением в жизни христианских добродетелей и призывами к жизни праведной.

    Надо также сказать, что "Домострой" находится в самом исходном пункте основного русла русской социально-экономической мысли, является одним из её краеугольных камней. В "Домострое" необыкновенно удачно выделена как раз та ячейка экономической жизни, с которой начиналась тогда экономика государства – домовое хозяйство. Со временем из него вычленятся ремесленные производства, промысловые артели. Был выбран простой и ясный путь: Трудиться! Богатеть! Развиваться! Вот призывы: будьте трудолюбивы, рачительны, воздвигайте дома, мельницы, амбары, распахивайте земли, разводите скот, сады, огороды, развивайте ремесла, торгуйте. Вот она центральная экономическая идея "Домостроя" – богатейте, становитесь сильнее, укрепляйте свое хозяйство, укрепляя тем самым и российское государство.

    Свод правил хозяйствования, выстроенный в "Домострое" и помогающий человеку вести достойную жизнь на Земле и трудиться с Богом в сердце, "с чистой совестью и в правде", не потерял актуальности и сегодня.

    Миронов Леонтий Михайлович, директор Центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий РАН


    Статья: «Домострой» какъ литературный носитель эталона хозяйственнаго раціонализма
    Автор: Администратор




    Подѣлись: «Домострой» какъ литературный носитель эталона хозяйственнаго раціонализма : Предисловіе ко 2-му изданію : Домострой : ДОМОДЕРЖЕЦЪ.ru